Находки свидетельствуют о том, что саамский народ населяет Арктический регион уже тысячи лет. По сей день саамы хранят свою богатую культуру и традиции, будучи частью современного шведского общества.
Северный народ, сохранивший первозданную культуру
Земля саамов (самоназвание: Сапми) пролегает по всему северу Скандинавии и затрагивает Кольский полуостров Российской Федерации. Саамы признаны Организацией Объединенных Наций в качестве коренного народа Европы, что дает им право сохранять и развивать свою самобытность, а также традиции, ремесла, оленеводство, языки и образование. Точных данных по населению этого народа нет, но ориентировочно численность саамов можно оценить в 80 000 — 100 000 человек. Почти все саамы проживают в 4 странах: 20 000 — 40 000 человек в Швеции, 50 000 — 65 000 в Норвегии, 8 000 в Финляндии и 2 000 в России.
Полукочевые люди
Изначально саамы были кочевниками, которые в летнее время обитали в чумах, а во время наступления холодов заселялись в более крепкие жилища, построенные из торфа и других природных материалов. Сегодня саамы живут в современных домах и используют чумы лишь в качестве временного местообитания в периоды миграций оленей, и то, если в горах и лесах дома у них не построены. В большинстве своем саамы живут на севере, но встретить их можно на всей территории Швеции. Сегодня всего лишь 10% шведских саамов живут за счет оленеводства. Многие представители этого народа совмещают свои семейные занятия с рыболовством, ремеслом, туризмом и другими профессиями.
Оленеводство
В саамском оленеводстве есть определенные сезоны для отёла (рождения оленят), маркировки, пересчета животных, кастрации и забоя скота.
Изменения в правах на выпас скота и вырубку леса были предметом исторического спора между оленеводами и землевладельцами в Швеции. В 2011 году Верховный суд страны принял решение в пользу саамов, реализовав их право владеть определенным участком земли. Возможно, в современной истории саамов это самое важное правовое решение, принятое к представителям этого народа.
В современном оленеводстве главное — это мясное производство. Раньше во времена миграций стад северных оленей, пастухи со своими семьями передвигались пешком или на лыжах. В настоящее время для выпаса скота оленеводы с успехом управляют внедорожными транспортными средствами. Часто саамы загоняют в грузовики оленей для перевозки их на свободные пастбища.
Бизнес и политика
Саамская деревня — не традиционная деревня, скорее ее можно назвать организованным административно-экономическим объединением, созданным для свободного разведения оленей. Обитание в такой местности регулируется шведским Законом об оленеводстве. Жители саамской деревни занимаются оленеводством на отведенной территории, где можно строить и возводить любые сооружения, необходимые для содержания оленей. На этой же территории саамы свободно могут заниматься рыболовством, охотой, сбором ягод и грибов.
К концу XIX века большинство саамов занималось как оленеводством, так и другими видами сельского хозяйства. Но предшествующий некоторым из них кочевой образ жизни побудил правительство принять некоторые спорные решения, повлиявшие на саамов и в XX веке. Закон о выпасе оленей 1928 года ограничивал оленеводство и членство в какой-либо саамской деревне для пастухов и их семей. Новые ограничения вынудили фермеров-пастухов выбирать между оленеводством и другими занятиями в сельском хозяйстве.
Сегодня молодые поколения находят другие профессии, и саамы хотят устранить ограничения, мешающие им принадлежать к саамской деревне, не имея в собственности оленей.
Саамские языки
Родные языки саамов распространены в Швеции, Норвегии, Финляндии и России. Саамы разговаривают на 3 основных языках: восточно-саамском, центрально-саамском и южно-саамском. Эти языки далее делятся на 9 различных диалектов.
Центрально-саамский язык разделяется на 2 диалекта: северно-саамский в самом северном районе и луле-саамский около Йоккмокка, Елливаре и частично затрагивая местность около Тюсфьорда в Норвегии.
На северно-саамском диалекте говорит большая часть саамов. По некоторым оценкам, в регионе Сампи проживает 15 000-17 000 носителей этого языка, а непосредственно в Швеции — примерно 5 000 — 6 000 человек. Со временем северно-саамский диалект распространился на районы, в которых говорят на луле-саамском и южно-саамском диалектах в результате переселения северных саамов в эти районы в 1930-х годах согласно решению правительства.
На южно-саамском и луле-саамском диалектах саамы разговаривают по обе стороны от шведско-норвежской границы: от Арьеплуга-Салтфьелля на севере до Идре и Рёруса на юге. На южно-саамском и луле-саамском диалектах в Швеции разговаривают приблизительно по 500 человек.
Саамские языки богаты словарным запасом. Например, существует более 300 различных способов описания снега — от обозначения липкого снега до снега, который выглядит, как сахарная пудра. Но, несмотря на обилие слов, описывающих предметы, в саамских языках нет слов для обозначения пола. Например, личное местоимение «son» может обозначать и его и ее, а также животное или объект.
Саамский язык в письменном варианте обрел общие черты со шведским алфавитом только с 1950 года. В саамском алфавите тогда появились 7 букв, обозначающие шипящие звуки, которых нет в шведском языке. Саамский язык стал предметом изучения в шведских школах только в 1962 году, а руководство по орфографии языка начало печататься с 1979 года. По причине позднего преподавания письменного саамского языка некоторые пожилые саамы по сей день не могут ни читать, ни писать на своем родном языке.
Саамский язык был признан официальным языком национального меньшинства в Швеции в 2000 году, и правительство предоставило саамскому парламенту (Sametinget) большое влияние и финансовые ресурсы для сохранения саамского языка.
Образование
Существует 1 саамская старшая средняя школа в Йоккмокке на самом севере Швеции. Она предлагает обучение по традиционной кулинарии, оленеводству, ремеслам и саамскому языку. В течение всей учебы дети учатся в школе-интернате и имеют доступ к современным учебным и рабочим площадкам.
Для школьников в возрасте до 12 лет в Швеции есть 5 саамских школ: в Каресуандо, Кируне, Елливаре, Йоккмокке и Тарнаби на юге Сапми. В некоторых муниципальных районах Саамская служба заботы о детях также помогает поддерживать саамский язык и передавать его молодому поколению.
В Швеции можно пройти академические курсы саамских языков в университетах Умео и Уппсала. Центр изучения саамской культуры CeSam, расположенный в Умео, координирует исследования по культуре саамов, их истории, языку и развитию общин, а также организовывает новые исследования.
Саамский парламент
В политической сфере борьба саамов за усиление влияния и рост автономии начались в 50-х годах XX века с момента образования саамских ассоциаций. Сейчас в Саамском парламенте Швеции (Sametinget) 8 политических партий, и саамское общество представлено, в основном, 4 организациями: Саамским советом (Samerådet), 2 национальными федерациями (RSÄ и SSR) и молодежной организацией Saminuorra. Они работают в самых разных сферах деятельности, представляющих для них особый интерес, и скорее их можно назвать лоббистскими организациями.
С 1993 года саамы получили собственный парламент Sametinget, избираемый путем всенародного прямого голосования. Задачами этой организации являются защита, разработка и координация всех вопросов, представляющих интерес для самих саамов на всей территории их места обитания.
Выборы в саамский парламент проводятся каждые 4 года. Парламент, состоящий из 31 представителя, собирается 3 раза в год в самых разных местах. Саамский парламент также является правительственным учреждением со штатом общей численностью в 50 государственных служащих. За прошедшие годы политические партии изменились — как по политической ориентации, так и по количеству их членов. Саамский парламент финансируется за счет грантов шведского правительства и имеет одного постоянного политического деятеля — председателя собрания.
Саамы, записанные в открытый реестр избирателей, состоящий из носителей саамского языка, и определяющие себя частью саамского сообщества посредством межпоколенческих связей, имеют право голоса. В последние годы число людей, регистрирующихся для голосования, увеличилось, и не в последнюю очередь это связано с растущим интересом молодых саамов к обсуждению политических вопросов и увеличивающейся готовности саамов старшего поколения принять свою этническую принадлежность.
Стремление к большей автономии
Саамский парламент выразил желание построить в Кируне здание парламента для проведения своих собственных заседаний. Среди самых разных вопросов одна цель объединяет все политические партии: добиться большей автономии. В настоящее время парламент уполномочен только заниматься вопросами охоты и рыболовства, оленеводства, компенсаций за ущерб, нанесенный хищниками, а также культурой и языком саамов.
Саамские парламенты Швеции, Норвегии и Финляндии разработали совместную Скандинавскую конвенцию, чтобы укрепить свои позиции как национального меньшинства и повлиять на решения вопросов, связанных с саамами. Скандинавские правительства еще не одобрили данную конвенцию.
Новые пути и старые традиции
Принятый в 2010 году правительственный законопроект «Стратегия национальных меньшинств» дал возможность саамскому народу самому заботиться о своей культуре, традициях и языке, назначив определенные муниципалитеты в качестве административных центров. Реформа национальных меньшинств имеет важное значение, поскольку также позволяет получать финансовые ресурсы для сохранения их языков. 19 муниципалитетов были выбраны для защиты, поощрения, сохранения и развития саамской культуры и создания консультативных групп.
Это означало, что появились новые возможности для дальнейшего развития саамских интересов, стали принимать на работу в дома престарелых персонал, разговаривающий на саамском языке, начали преподавать саамскую историю в начальных школах и устанавливать информационные знаки на саамском языке в школах и в других муниципальных зданиях.
Еще одним направлением развития является традиционная саамская кухня. Предыдущие поколения выросли, получая все, что нужно, из оленей, а мясо — это основной ингредиент саамской кухни. Многие молодые саамы хотят заново готовить уже почти забытые блюда, а традиционные местные рецепты нашли новых последователей как среди саамов, так и их соседей. Приготовление классических блюд получило новый поворот, одним из таких ярких примеров является карпаччо из оленины.
Саамские ремесла дуоджи
Олени, дающие пищу и сырье для повседневного использования- это бесценная часть саамской культуры. Саамы передают знания о северных оленях через народное образование, передающееся из поколения в поколение. Традиционно любая часть туши оленей используется в домашнем хозяйстве. Из шкуры и ветвистых рогов шьют обувь и делают ножи, из мяса приготавливают пищу либо хранят ее для дальнейшей переработки.
Для изготовлении саамских изделий ручной работы, дуоджи, широко применяются натуральные материалы. Народные поделки часто имеют приятные на ощупь мягкие округлые формы и сами по себе очень функциональные. Важным показателем уровня мастерства ремесленников является изготовление орнаментов, применяемых для сохранения семейного и культурного наследия.
Многие саамы дополняют оленеводство второй работой, например, занимаются ремеслом или работают в сфере туризма. Сертификат качества саамского рукоделия гарантирует покупателю ее подлинность и показывает, что ремесленник признанный мастер в своей отрасли.
В саамские ремесла проникли новые стили и материалы, начали использоваться новые технологии, как например, литье металла, изобразительное искусство и фотосъемка.
Традиционное саамское платье, которое не стесняется носить и молодежь
Иногда гордость саамского наследия можно увидеть в традиционной одежде, в частности в саамском народном костюме, называемом гакти (гакты, кафты), который превратился из рабочей одежды в праздничную одежду. Конструкция гакти изменяется в зависимости от его географического происхождения. Традиционные костюмы имеют по меньшей мере 12 разных стилей и различаются для мужчин и женщин. В некоторых нарядах дизайн одежды был изменен, как пример, добавились характерные семейные узоры. Современная мода также влияет на одежду саамов.
Гакти всегда носят в особых случаях, таких как крещения, похороны, свадьбы и конфирмации. Мужской вариант гакти короче женского, но, как правило, длиннее в южном Сапми, чем на севере. Пояс, ботинки со шнурками, платок или нагрудник, декоративные воротнички и шляпы саамы носят с гакти. Детское гакти с аксессуарами является точной копией взрослого платья, только меньшего размера.
Украшения различны, но северные саамы обычно носят серебро, в то время как южные саамы и луле-саамы используют оловянные вышивки. Тем не менее, все используют красочные ткани с ручной окантовкой.
Саамские музыка, театр и танец
Йойк — традиционное саамское пение, которое первоначально было тесно связано с саамской религией. Это один из старейших жанров музыки в Европе. Шведская лютеранская церковь, воспринимая йойк языческим и варварским занятием, в давние времена запретила это песнопение. Йойки глубоко личные песни и часто посвящены человеку, животному или части пейзажи, как способу не забыть их. Йойк передается из поколения в поколение, его стиль определяется происхождением песни.
Саамская музыка сегодня — это смесь йойка, рока и современной музыки. Например, на шведском отборочном конкурсе «Евровидение-2009» певица София Яннок исполнила хит АББА «Ватерлоо» на саамском языке. Другие певцы, которые смешивают традиционный йойк с поп-музыкой, — это Мари Бойне и Вимме Саари. Нильс-Аслак Валкеапяя, более известный как Áillohaš, в ранние годы воспринял йойк, как форму искусства, и сочинил много поэм и стихотворений.
Театр — это новый вид искусства саамского народа, часто основанный на старых легендах или рассказах. У саамов богатая культура повествования, которая получила новые перспективы через театр. Гиронский саамский театр в Кируне (Гирон — это саамское название Кируны) каждый год ставит несколько постановок.
Саамский флаг
Цвета саамского флага с 1986 года (синий, красный, желтый и зеленый) — это те цвета, которые обычно встречаются на гакти. Круг красного цвета происходит от солнца, символа, появившегося на многих шаманских барабанах. Синяя половина круга представляет собой луну.
У саамов есть 11 праздничных дней, в которые вывешивают флаг, один из которых 6 февраля — Национальный день саамов. Флаг и день флага одинаковые для всех саамов, независимо от страны, в которой они проживают.
Знаете ли Вы?
В Швеции насчитывают от 225 000 до 280 000 северных оленей. Диких хищников, таких как волки, рассматривают в качестве серьезной угрозы для владельцев оленей.
Олени едят грибы, лишайники и травы.
Слово «suovas» защищено законом и относится к копченому филе оленя.
Оленье молоко имеет сладкий вкус и выглядит как растопленное мороженое.
Насчитывают 51 саамскую деревню, самая крупная из них — это Сиркас в Йоккмокке.
Саамские перчатки и обувь сделаны из оленьих шкур.
Вы можете определить, откуда родом саамский житель по его гакти (традиционной саамской одежде), в которую он одет.
Саамскую национальную песню сочинил Исак Саба.
Самые распространенные имена саамов: Анте, Аслак, Сунна и Ристин. Также при рождении детей им могут дать двойные имена, как например, Ларс-Нила, Пер-Андерс, Элле-Марет.
По материалам сайтов http://sweden.se «Официальный сайт Швеции», http://imagebank.sweden.se «Официальные изображения Банка Швеции»
Мило было бы еще упомянуть о программе массовой стерилизации, включавшей саамов и действовавшей до 1971 года. Ну и, разумеется, о программах целенаправленной ассимиляции саамов. Дополнило бы образ гармоничного шведского общества.