Старая Уппсала — одна из самых известных древнейших мест Скандинавии. Что в действительности происходило в тени легендарных курганов? Что было мифом, а что реальностью? Раскопки последних лет преподносят результаты, сильно удивляющие археологов.
Когда полная Луна поднимается над Старой Уппсалой, это выглядит так, будто три королевских кургана открывают драматическую сцену древних времен Швеции. На этой сцене, в самом сердце Швеции, разворачивается множество мифических историй.
Согласно исландскому скальду и прозаику Снорри Стурлусону, именно там верховный бог Один выделил для поселения участок земли богу плодородия Фрейю. Поскольку урожаи при нем стали обильными, и, кроме того, он поддерживал мир и процветание в своей стране, Фрей скоро стал популярным богом у шведов. Потомками бога были шведские конунги, сами себя они называли Инглингами, в честь одного из имени Фрейя — Ингве.
Предположительно, конунги брали на себя ответственность за урожай и, согласно сказаниям, могли быть принесены в жертву, если голод всё-таки наступал. Вот почему на картине Карла Ларссона «Зимнее жертвоприношение» (1915 год) король Домальди изображен в голом виде перед своим палачом.
Перечень Инглингов (Ynglingatal) и Сага об Инглингах (Yngligasaga)
Имена этих правителей упоминаются в Перечне Инглингов, родословной книге, написанной приблизительно в IX веке. В ней упоминается 27 поколений династии Инглингов. Рукопись не сохранилась в оригинале, но список конунгов цитируется в одной из Саг об Инглингах, которая была написана около 1230 года. В саге упоминается, что конунги Аун, Адильс и Эгиль были захоронены в курганах Старой Уппсалы.
Старая Уппсала также упоминается и в современных источниках. В Сконе есть несколько рунических надписей, которые описывают битву на Фирисвеллире (Fyrisvallarna), которая велась между Эриком Победоносным и Стирбьёрном Сильным около 985 года. На камне Sjörup около Истада можно прочесть: «Он не бежал в Уппсалу, а сражался, пока при нем было оружие».
Что писал Адам Бременский об Уппсале?
Самым захватывающим письменным источником считается сочинение немецкого историка Адама Бременского 1070-х годов о том, что происходило в Старой Уппсале. По его словам, у свеев есть «знаменитый храм под названием Уппсала, расположенный недалеко от сообщества Сигтуна, и в нем, полностью украшенном золотом, люди поклоняются образам трех богов». Образы богов представляют Тор, Один и Фрей.
По словам историка, священники этих богов приносили в жертву людей. «В случае наступления чумы или голода они приносят жертву Тору, если начинается война — Одину, празднуется свадьба — Фрейю». Кроме того, каждый девятый год отмечается великий жертвенный пир, в котором должны были участвовать все свеи.
Король Домальди стоит голым перед своим палачом на изображении «Зимнее жертвоприношение» Карла Ларссона (1915 год). Картина шириной чуть более 13 метров висит на лестнице в Национальном музее в Стокгольме
Человеческие жертвоприношения в Старой Уппсале
«Жертвоприношения проводятся следующим образом: из всех живых существ мужского пола девять приносятся в жертву, чья кровь идет для задабривания богов. Тела вешают в роще возле храма. Эта роща свято охраняется язычниками, так что каждое дерево считается божественной силой из-за смерти и разрушения принесенных в жертву тел. Есть также собаки и лошади, свисающие вместе с людьми, и один из христиан говорил мне, что видел семьдесят два тела, висящих друг с другом. Кстати, обычно в такие жертвенные времена проводятся песнопения, непристойные по содержанию, и поэтому лучше о них не рассказывать».
Сам Адам Бременский никогда не посещал Старую Уппсалу, когда писал свою историю о Гамбургско-Бременской епархии, в которую и включил описание жертвоприношений. Вероятно, этими сведениями поделился датский король Свен II Эстридсен (1020 — 1276). Прежде чем взойти на датский престол, будущий правитель провел несколько лет на службе у конунга Анунда Якоба.
Старая Уппсала была таким символически вдохновляющим местом старой веры, что, возможно, это и стало одной из причин для основания первой митрополии Швеции именно там. В 1164 году был открыт собор, где и был упокоен Эрик IX Святой.
Эстра-Арос присвоил название Уппсалы
Церковь дважды горела в XIII веке, и сейчас от нее остались только башня, алтарь и апсида. Но еще до пожаров был запланирован переезд Римско-католической архиепархии. Старая Уппсала была настолько далеко расположена, что не привлекала достаточного количества посетителей.
Церковь Старой Уппсалы
Римский папа дал разрешение на переезд уже в 1258 году, но официально он состоялся только 24 января 1273 года. Мощи Святого Эрика были перенесены из Старой Уппсалы в Эстра-Арос.
Вскоре после этого Эстра-Арос присвоил себе название Уппсалы, и когда-то горделивое королевское место стало «Старой» Уппсалой. Тем не менее, сохранив следы королевского величия, Старая Уппсала в Средние века была крупнейшим городом провинции Уппланд, и все земли, за исключением церковных владений, принадлежали королевской семье под единым названием Уппсала.
Согласно легенде, мощи Святого Эрика были перенесены из Старой Уппсалы в Эстра-Арос в 1273 году. Фреска в кафедральном соборе Уппсалы
Уппсала в VII веке
Таким образом, исторические источники дают картину власти и религии, которые шли рука об руку с древнейших времен до средневековья в Старой Уппсале. Но что могут сказать археологические исследования последних лет об этом месте?
Уже в VII веке здесь, похоже, проживало густонаселенное общество. Тем не менее, это было не то, что сейчас мы называем городом. Это было так называемое «центральное место» — своеобразное место сбора, где правители могли планировать военные действия, и люди могли торговать, заниматься ремеслом, участвовать в судебных процессах и исполнять религиозные церемонии. Некоторые здесь жили круглый год, в то время как другие прибывали лишь в особых случаях.
Центральные места были самых разных уровней: от действительно больших Уппокра в Сконе и Старой Уппсалы до меньших размером местных собраний. Места сбора были частью стратегии установления власти правителями железного века.
«В Старой Уппсале правила династия конунгов, происходящая из племени свеев. Во все времена правители должны были иметь контроль над торговлей и ремеслами, поставляющие им предметы роскоши. С помощью этих товаров они затем могли обеспечивать лояльность и поддержку важных людей», — говорит археолог Йон Льюнгквист из Университета Уппсалы, который провел несколько исследований в Старой Уппсале.
Импорт товаров, конечно, был, но в Старой Уппсале ремесленники также производили изделия. Археологи обнаружили следы литья металла, текстильные и кованые выделки, керамику, бусины из стекла, предметы из рога и костей, драгоценные металлы и обработанные камни гранат.
Но не только щедрые подарки укрепляли позиции правителей. Культ и религия играли очень важную роль. Поскольку свейские конунги утверждали о происхождении своего рода от бога плодородия Ингве Фрейя, в их руках были не только политические функции, но и контроль над проведением религиозных церемоний.
Королевские курганы были проявлением силы
Первые правители Старой Уппсалы провозглашали свою власть, желая показать всему миру, какой они владеют силой. Эти заявления подтверждались видом грандиозных гробниц. Многие связывают королевские курганы с периодом миграции (375-550 гг. н.э.), но, по мнению Йона Льюнгквиста, скорее всего, они были созданы в ранний вендельский период (550-650 гг. н.э.).
Тот факт, что гробницу называют королевским курганом, не означает, что там похоронен король — этот термин относится ко всем курганам диаметром более 30 метров.
Старая Уппсала была проиллюстрирована в книге Эрика Далберга «Швеция в древности и в наше время».
Два человека похоронены в Восточном кургане (Östhögen)
В двух из трех курганов – Восточном (Östhögen) и Западном (Västhögen) – детально были изучены гробницы. Обе усыпальницы очень похожи, но огонь в гробницах (в то время тела сжигали на погребальном костре) превратил все внутреннее великолепие в сгоревшие останки. В обоих курганах несомненно захоронены члены правящей семьи.
Восточный курган, который является самым старым, был изучен в 1846-1847 гг. Считается, что его соорудили в период 550-600 гг. н.э., и там похоронены два человека. Одна из теорий гласит, что это мальчик в возрасте от 10 до 14 лет и взрослая женщина. Усыпальницы включали их окружающие вещи, использовавшееся при жизни, и на которое они рассчитывали в последующей посмертной жизни. Например, это были собаки и соколы, применявшиеся на охоте, игрушки и кубки для отдыха и развлечений.
Среди вещей было найдено золото, которое могло украшать боевой нож. Считается, что даже шлем подвергся воздействию огня — осталась лишь бронзовая пластина. На уцелевшем фрагменте можно увидеть деталь воина-копейщика.
Что из себя представляют уцелевшие предметы, можно узнать по схожим находкам в других местах, как например, по шлему, обнаруженному в погребальной ладье в Саттон-Ху — англосаксонском захоронении VII века в Великобритании.
Похороненный мужчина в Западном кургане
Раскопки Западного кургана, датируемые 575-625 гг. н.э., начались в 1874 году. Здесь были обнаружены останки, как предполагали, мужчины и женщины, но, когда в 1999 году остеологи проанализировали часть костного материала, который не был перезахоронен, в нем идентифицировали только одного взрослого человека. По останкам невозможно определить пол человека, но, судя по погребальным подаркам, считается, что это мужчина.
Как и в Восточном, в Западном кургане нашли останки животных, а именно: лошади, собак и ястреба-тетеревятника, которых использовали для охоты. У маленькой головы животного, сделанного из золота, есть похожая фигура в великолепном золотом ожерелье из Мёне в Вестергётланде. Несколько других фрагментов выполнены в так называемой технике клуазоне, при которой гранаты помещаются в маленькие золотые клетки. Также можно разглядеть украшения из меча и поясной пряжки. Возможно, умерший был одет в одежды, украшенные золотом. На это указывают тонкие золотые нити.
Также были обнаружены кубки для питья и пешки из слоновой кости. Как минимум три верблюда из оникса, вероятно изготовленные в Константинополе в VI веке, указывают на широкую сеть контактов северных правителей — похожие предметы не были найдены на территории между Средиземным морем и Старой Уппсалы.
Поле захоронений в Вальсгарде в наши дни
Королевские курганы находятся рядом со странным полем захоронений в Вальсгарде в трех километрах к северу от Старой Уппсалы. В погребальных ладьях тела некоторых умерших хоронили, не сжигая, со всем боевым снаряжением: шлемами, щитами, мечами и ножами. Кто здесь погребен, не знают исследователи, но есть предположение, что это члены королевской семьи.
Несмотря на богатое убранство, эти усыпальницы не сравнятся с Восточным и Западным курганами с точки зрения качества. Например, если в Старой Уппсале предметы были из чистого золота, то в Вальсгарде обходились позолотой. По импортным товарам также наблюдаются сильные различия — в королевском кургане изделия гораздо более эксклюзивнее.
Сенсацией стало обнаружение в начале года 2015 года нового кургана в Старой Уппсале, расположенного к северо-востоку от Восточного кургана. Диаметр его составляет не менее 33 метров. Тот факт, что курган все это время не был известен, связано с тем, что большая часть земли была раскопана, и насыпь оказалась скрытой средневековыми сооружениями.
«Было бы интересно изучить его в будущем, но поскольку внутренняя часть кургана состоит, наверно, из тысячи кубических метров камня, что эквивалентно грузоподъемности 100 грузовиков, то нас ожидает большой объем работы», — говорит Йон Льюнгквист.
Тацит писал о «svioner»
Исландские саги повествуют о правлении в Старой Уппсале конунгов из племени свеев. Но кем они были? Римский историк Тацит уже 98 г. н.э. упоминает о людях из племени «svioner» в своей работе «Германия». Их можно истолковать как свеи. В VI веке историк Иордан говорит о «suehans» и «suetidi». И в поэме «Беовульф», который уходит своими корнями в VI век н.э., можно прочитать о конфликте между свеями и гётами.
«Свеями обозначали всех людей в центральной части Швеции, которые, в свою очередь, состояли из множества групп с явными различиями, например, в погребальных обычаях, и имевших собственных правителей.
Старая Уппсала была резиденцией сильной группы повелителей, которых, вероятно, и можно назвать конунгами свеев. Аналогичный политический центр существовал и в Дании — городе Лайре. Но какие территории они контролировали в вендельский период — определить довольно затруднительно. Они менялись в зависимости от того, насколько успешными были правители в вопросах шантажа, проведении войн и мирных переговоров.
Свеи — это, возможно, общее определение союзных племен, которые в вендельский период и эпоху викингов ищут влияние и богатство за пределами центральной Швеции, а затем вступают в борьбу за власть над Балтийским морем, западной и южной Швеции. Здесь они сталкиваются с конкурентами из Дании, западной Швеции и Балтийского региона», — рассказывает Йон Льюнгквист.
Ингве Фрей строит храм в Старой Уппсале. Иллюстрация из рисунков Хьюго Гамильтона из Истории Скандинавии (1830 год)
Плато королевских усадеб
Правители Старой Уппсалы не только строили величественные погребальные сооружения. Им также требовалось место для представлений: здание с большим залом, где знатные мужчины и женщины могли присутствовать на ритуальных и общественных мероприятиях.
К северу от храма в Старой Уппсале есть два искусственных плато, так называемые плато королевских усадеб, изготовленные из глины. Оба они были недавно исследованы археологами.
На одном из них располагалось видное издалека огромное белое здание с центральным приемным залом площадью в две сотни квадратных метров. В просторном помещении устраивались пиры под светом огней. Два ряда столбов подпирали конструкцию крыши, формируя трехнефное здание, очень похожее на средневековые церкви, своды которых также поддерживали два ряда колонн.
Несколько входов вели в зал, два самых впечатляющих из них с шириной более трех метров располагались на северной стороне здания. Возможно, дверь была украшена деталями из кованого железа, как в средневековых церковных воротах. На земле и в отверстиях дверных столбов археологи обнаружили фрагменты кованых железных спиралей и дверных фурнитур. Когда-то в раннюю эпоху викингов, возможно, в начале IX века, здание сгорело.
Находки из плато королевских усадеб
Золотой храм в Старой Уппсале
Вполне вероятно, существовали подобные здания, о которых писал Адам Бременский в 1070-х годах. Хронист утверждал, что в Старой Упсале находится золотой храм, в котором хранятся идолы богов. Скорее всего, в здании проводилось отправление религиозных церемоний, на которых в ритуальных целях поедали конину. Адам Бременский фактически использует латинский термин «триклиний», поскольку описывает внутреннюю часть храма — перевести это слово можно, как «пиршественный зал».
Но не только на королевские курганы и залы Старой Уппсалы можно было обратить внимание в древние времена — там были и более впечатляющие здания. В последние годы археологи обнаружили замечательный памятник, состоящий из длинных рядов мощных столбов, окружавших часть Старой Уппсалы. Своим видом они, должно быть, производили сильное впечатление на посетителей тех времен. Исследователи полагают, что эти великолепные столбы, притягивающие взгляды людей, были установлены в вендельский период.
Памятники VI — VII веков
«В материалах конца VI — VII веков мы видим монументализацию Старой Уппсалы. Там было огромное центральное место в эпоху викингов, но, возможно, в то время свейские конунги перемещаются в другое место и их уже хоронят именно там. У нас нет явных останков королевских имений или величественных гробниц в Старой Уппсале этого периода», — рассказывает Йон Льюнгквист.
Однако с этого периода существует несколько королевских мест вдоль пляжей озера Меларен, такие как Хундхамра с его королевским курганом VIII века, Ховгорден в Адельсё с тремя большими курганами и Форнсигтуна. Но Старая Уппсала по-прежнему сохраняет свое значение как центральное место в эпоху викингов.
«Очевидно, для этих правителей создание памятников в Старой Уппсале стало не такой уже и важной задачей. Вероятно, в этом уже не было необходимости, место имело большую символическую ценность и продолжало жить своей жизнью», — говорит Йон Льюнгквист.
Столбы на железной дороге Осткустбанан (Ostkustbanans spår)
В последние годы археологи проводили обширные раскопки, дающие более глубокие представления того, что происходило в Старой Уппсале в далекие времена. Хотя это место является одним из самых известных археологических памятников в Скандинавии, знания о нем как минимум были ограничены до сих пор. В последние годы начали проводить более обширные исследования внутри королевских курганов.
Самые большие раскопки прошли в 2012 — 2013 годах. Территория площадью в 70 000 квадратных метров в нескольких сотнях метров к востоку от королевских курганов была подробно изучена, так как Транспортное управление Швеции собиралось построить двухколейную железную дорогу Осткустбанана, которая проходила бы через Старую Уппсалу.
Для археологов это была мечта всей жизни — отличная возможность исследовать такую большую территорию, включая поселения, гробницы и места, где совершались ритуальные обряды. В те дни никто не мог себе представить, что будут обнаружены два длинных и странных ряда столбов.
Поскольку раскопки были очень обширными, археологи сотрудничали с Государственным историческим музеем, Музеем провинции Уппланд и бизнес-фондом Археологическим сообществом Уппсалы. И на данный момент можно сделать некоторые выводы.
Жизнь в Старой Уппсале
Большое поселение с сотнями домов, по-видимому, создавалось в течение V века н.э. Возможно, десятилетия спустя уже к началу VII века н.э. оно уже был густо заселено. Здания, количество продуктов питания и жилых помещений дают ценное представление о жизни, которая проходила в центральном месте.
Здесь когда-то проживало много людей, остались следы жизнедеятельности воинов, гончаров, кузнецов, торговцев и текстильщиков.
Что удивило археологов, так это большое количество землянок (grophus), которые были сосредоточены в основном в южной части поселения и представляли собой небольшие дома с полами, погребенными ниже уровня земли. По большей части — это были просто крыши, которые укладывались над поверхностью земли.
Были исследованы не менее 37 землянок, большинство из них были построены в вендельский период (550 — 800 гг. н.э.) и в эпоху викингов (800 — 1050 гг. н.э.). В этой местности они располагались рядом с более крупными, обычными домами и предназначались в качестве ткацких помещений, зерновых складов, мастерских, кухонь и жилых помещений.
Предметы в отверстиях столбов
Возможно, жители Старой Уппсалы хотели, чтобы их здания были защищены от огня, краж и других неприятностей. И, наверно, поэтому они в ритуальных целях размещали различные предметы в своих домах. Точно так же и в более поздние времена люди подкладывали монеты в фундаменты строений, чтобы они приносили удачу.
Иногда в отверстиях столбов (а именно в земляных ямах, где крыша поддерживала конструкцию здания) находили такие предметы, как челюсти свиней и копыта – даже человеческие молочные зубы целенаправленно туда размещали. Это дает нам представление о том, какой силы была вера в сверхъестественное в повседневной жизни местных обитателей.
Еще одно проявлением веры стало наличие большого количества амулетных колец, найденных на полях захоронений, в домах и колодцах. Размером всего в несколько сантиметров в ширину они иногда имели форму кресала. На них можно было прикрепить подвески, например, небольшие серпы или миниатюрные косы.
Только на поле захоронений обнаружили 40 амулетных колец, собранных на одном и том же месте. Находили и культовые предметы, например, молот Тора и маленький идол со следами позолоты.
Эта небольшая культовая и религиозная практика резко контрастирует с грандиозными масштабами жертвоприношений животных и людей, которые, по словам Адама Бременского, проходили в Старой Уппсале в эпоху викингов.
Среди находок есть и предметы, связанные с христианской верой, например, кулон, украшенный фигурой Христа с венцом на голове, и крепежный механизм с текстом «Аве Мария» («Радуйся, Мария»).
Длинный ряд столбов под дорогой Ваттольма
Останки почти километрового ряда столбов запечатлены на аэрофотосъемке, как ямы на почти прямой линии раскопок
Через Старую Уппсалу проходит дорога Ваттольма. Когда под трассой сняли асфальт, археологи, изучив под ее основанием землю, неожиданно обнаружили километровый ряд столбов.
На почти прямой линии по направлению север-юг были обнаружены прочные каменные основания в количестве 144 штук, расположенных на расстоянии примерно пять метров друг от друга на месте, где когда-то стояли высокие деревянные столбы. Некоторые из них изначально были частью столбов. Основания были около полутора метров в ширину и одного метра в глубину. Количество камней, использовавшихся в ямах для укрепления столбов, различается — в одной их могло быть 1418 килограммов, в другой — «всего лишь» 582 килограмма.
Столбы в древние времена
Вполне возможно, что по соседству с монументальными столбами проходила старинная дорога, окружавшая, таким образом, дорогу в Старой Уппсале с севера. Что-то нам говорит том, что ряд столбов на севере соединяется с Самнаном, притоком реки Фюрисон, где есть хорошее место для переправы вброд.
Территориальная разметка границы или ритуальное обозначение границы (viband)
Также к югу от королевских курганов холмов стоял ряд столбов длиной не менее пятисот метров. С трудом можно представить, какие усилия должны были потребоваться при строительстве этих сооружений.
Примерно в половине отверстий столбов лежало то, что можно обозначить как остатки ритуальной трапезы: кости лошадей, крупного рогатого скота, свиней и овец. В одном из отверстий столбов был найден скелет собаки. Какие функции несли длинные ряды столбов — до сих пор неясно.
Они могли обозначать территориальную разметку границы. Если посмотреть на самую старую карту Старой Уппсалы, относимую к 1641 году, то километровому ряду столбов будет соответствовать граница между участками, находящимися в непосредственном владении конунга (Кунгсгорден), и земельными наделами других деревень.
Ряд столбов мог быть и ритуальным обозначением границ, которое в древнеисландской литературе обозначали словом «viband». Внутри этих границ посетители были обязаны соблюдать определенные ритуальные правила.
Отправка таких мощных колонн требовала большой объем работы. Одно основание столба могло содержать до 1,5 тонн камней
С помощью радиоуглеродного анализа некоторые деревянные остатки были отнесены к V и VI векам н.э. В дальнейшем проведут анализ большего количества образцов древесины. Помимо костей животных единственными находками, сыгравшими роль в установлении хронологии событий, стали фибула (застежка для одежды) и гребень.
Исследование крупных полей захоронений
К востоку от ряда столбов было исследовано поле захоронений. Королевские курганы настолько поражают своим размерами, что вы навряд ли заметите другие гробницы, как большие, так и малые курганы, находящиеся в Старой Уппсале.
Ученые считают, что в этом районе существовало около двух тысяч могил, но на протяжении сотен лет они уничтожались по причине мародерства и культивирования. До крупных раскопок Осткустбанана было исследовано около сорока захоронений. Поэтому очень ожидалось, что археологи получат для своих изучений поле захоронений.
До этого земля использовалась как поле и поэтому постоянно подвергалась вспахиванию. Удивительно, но многие могилы относительно хорошо сохранились. В общей сложности были обнаружены 129 могил периода VI — XI веков, охватывающих период миграции, вендельский период и эпоху викингов.
Скорее всего, в усыпальницах покоится не аристократия Старой Уппсалы. И действительно, там нет прекрасных импортных товаров, как например, деталей оружия из золота и гранатов. Было обнаружено не так уж много оружия и конного оборудования.
«Похоже, что многие из похороненных здесь, если можно так выразиться, принадлежали к зажиточному среднему классу. Вероятно, многие были ремесленниками и торговцами», — рассказывает археолог Хейли Лукас из Музея провинции Уппланд.
Карта Старой Уппсалы. Слева находятся королевские курганы и холм для тинга (народного собрания), расположенные к югу от церкви. Два красных отрезка указывают, где стояли столбы. На севере река Самнан отмечена синим цветом
Римская монета в одном из кремированных погребений
Количество подарков в гробницах различалось, в некоторых могилах были найдены лишь урны с сожженными костями, в других лежали мечи, кубки, игровые пешки и ювелирные изделия.
Некоторые находки, в том числе стекло из Англии и Франкского государства, монеты из Священной Римской империи и арабских стран, восточные пуговицы и маленький лебедь из стеклянной мозаики, возможно, сделанный где-то в прибрежном районе Средиземного моря, указывают на контакты Старой Уппсалы с внешним миром. Очевидно, жители получали доступ к богатым товарам в Кунгсгордене, находящимся поблизости с королевскими курганами.
Некоторые гробницы связаны с погребальными ладьями Вальсгарда с точки зрения наличия прекрасных вещей, но, в отличие от поля с погребальными ладьями, здесь расположены только кремированные погребения, в которых все вещи сгорали в огне.
В гробнице лежала монета, считавшаяся антиквариатом, уже когда оказалась там в эпоху викингов. Она была отчеканена римским императором Коммода (161-192 гг.), который многим людям известен по фильму «Гладиатор» (2000 год).
Несколько мест для погребальных костров
Устройства усыпальниц также различались. Некоторые из них имели надстройки, как например, курганы и туры (груды камней), другие были просто засыпаны пеплом в углублениях. Необычным открытием стало обнаружение большого количества мест, где горел огонь. Там не было центрального кострища, однако некоторые места для костров заметно отличались от остальных. Здесь вы до сих пор можете увидеть, как бревна, срубленные в первую очередь из сосен, укладывали слоями друг на друге.
«Это позволит нам проводить эксперименты, после того как мы реконструируем погребальный костер в будущем», — говорит Малин Лукас.
В Старой Уппсале не хоронили христиан
Всех погребенных людей кремировали, а это означает, что они не были христианами. В это время захоронение в земле было обычной похоронной традицией у христиан. Один из погребенных детей имел при себе кулон, переделанный из монеты Священной Римской империи, датируемой серединой XI века. Это говорит нам о том, что уже, по крайней мере, в то время жители Старой Уппсалы не меняли свою религию.
Но это было время и контрастов. Всего в нескольких милях отсюда находится Сигтуна, которую уже в начале XI века называли «городом Бога». За несколько сотен лет до этого немецкий миссионер Ансгар проповедовал в соседнем городе Бирка.
Вполне возможно, что христиане жили в Старой Уппсале уже в те времена, но в этом случае их хоронили на других кладбищах. Например, в Хёгосене вблизи королевских курганов есть могилы со скелетами возрастом в тысячу лет. Христианские могилы также могли находиться в совершенно другой части того места, где с древних времен располагалось поле захоронений.
Символически вдохновляющая Старая Уппсала
До сих пор анализируются результаты, полученные с полей захоронений и мест проживания людей. В конце концов, совершенно новая картина Старой Уппсалы должна быть представлена не только правителями, но и теми, кто жил и работал здесь, от главных королевских поставщиков до крестьян и рабов.
Новые знания особенно важны, потому что это место и тогда, и сейчас символически вдохновляло людей, и часто применяли в идеологических целях. На протяжении многих веков королевские курганы использовались в качестве трибун как королями, так и нацистами, как например, на демонстрации весной 1943 года.
На земле, полном воспоминаний, очевидно, легко потерять равновесие и затеряться посреди всех этих мифов.
По материалам сайта https://popularhistoria.se «Популярная история»
hello i like this site can i contact with admin? thanks http://www.yandex.ru
hellodearadminilikeyoursite https://google.com
Спасибо)