Эресуннский мост

Эресуннский мост (дат. язык: Øresundsbroen; швед. язык: Öresundsbron; общее название: Øresundsbron) представляет собой комбинированный железнодорожный и автомобильный мост, проходящий через пролив Эресунн и разделяющий Швецию и Данию. Его протяженность составляет почти 8 километров от шведского побережья до искусственного острова Пеберхольм, расположенного в середине пролива. Проезд по мосту завершается 4-километровым Дрогденским туннелем от Пеберхольма до датского острова Амагер.
Эресуннский мост является самым длинным комбинированным автомобильным и железнодорожным мостом в Европе и соединяет два крупных мегаполиса: Копенгаген, столицу Дании, и шведский город Мальмё. Он также объединяет автомобильные и железнодорожные сети Скандинавского полуострова с сетями Центральной и Западной Европы. Кабель для передачи данных также делает мост основным источником передачи информации через Интернет между Центральной Европой и Швецией.
Эресуннский мост был спроектирован датской инженерной фирмой COWI. Оправданием дополнительных расходов и сложностей, связанных с тем, что в конце пути пришлось рыть туннель, а не возводить мост, служило то, что сооружение не должно было мешать воздушному движению из близлежащего аэропорта Копенгагена, и в то же время обеспечивало бы свободный канал для судов в любую погоду и предотвращало блокирование пролива льдинами.
Эресуннский мост пересекает границу между Данией и Швецией. Хотя Шенгенское соглашение и Северный паспортный союз должны были в теории исключить проведение паспортных проверок, с января 2016 года Швеция ввела проверку личности и виз для путешественников из Дании из-за европейского миграционного кризиса.
Строительство сооружения началось в 1995 году, и его открытие состоялось 1 июля 2000 года. Эресуннский мост получил в 2002 году награду от организации IABSE за выдающуюся конструкцию.

История строительства Эресуннского моста

Концепция моста через пролив Эресунн была впервые официально предложена в 1936 году консорциумом инженерных фирм, предложивших национальную сеть автомагистралей для Дании. Идея была отброшена во времена Второй мировой войны, но затем вновь была подхвачена и подробно изучена в различных правительственных комиссиях Дании и Швеции в 1950-х и 1960-х годах. Однако существовали разногласия относительно расположения и точной формы соединения, при этом некоторые выступали за дорогу в самом узком месте пролива к северу от Копенгагена в направлении Хельсингёр-Хельсингборг, а некоторые — за более прямое соединение из Копенгагена до Мальмё. Кроме того, некоторые региональные и местные группы утверждали, что другие мостовые и дорожные проекты, в частности, тогда еще не построенный мост Большой Бельт, должны иметь приоритет. В итоге правительства Дании и Швеции подписали соглашение о создании постоянно действующего соединения в 1973 году. Однако этот проект был отменен в 1978 году из-за финансовых затруднений и растущих экологических проблем. По мере улучшения экономической ситуации в 1980-х годах интерес к проекту возродился, и в 1991 году правительства подписали новое соглашение.
В отчете центра OMEGA были определены следующие основные мотивы для строительства моста:
улучшить транспортное сообщение в Северной Европе, от Гамбурга до Осло;
региональное развитие вокруг Эресунна, как ответ на усиливающийся процесс глобализации и решение Швеции подать заявку на членство в Европейское сообщество;
соединение двух крупнейших городов региона, испытывающих экономические трудности;
улучшение связи с аэропортом Каструп, основным авиатранспортным узлом в регионе.
Совместное предприятие Hochtief, Skanska, Højgaard & Schultz и Monberg & Thorsen (то же самое учреждение, участвовавшее и в строительстве предыдущего моста Большой Бельт) начало строительство Эресуннского моста в 1995 году и завершило его 14 августа 1999 года. Наследный принц Фредерик из Дании и наследная принцесса Виктория из Швеции встретились на середине моста-туннеля 14 августа 1999 года, чтобы отпраздновать его завершение. Официальное открытие состоялось 1 июля 2000 года, когда датская королева Маргрете II и шведский король Карл XVI Густав были принимающими сторонами церемонии. Из-за смерти девяти человек, в том числе трех датчан и трех шведов, на фестивале в Роскилле накануне вечером, церемония открытия началась с минуты молчания. Мост-туннель открылся для общественного транспорта в тот же день. 12 июня 2000 года, за две недели до открытия, был проведен полумарафон в Бролоппете, который начинался в Амагере, Дания, и заканчивался в Сконе, Швеция.
Несмотря на два нарушения графика строительства моста: обнаружение 16 неразорвавшихся бомб Второй мировой войны на морском дне и непреднамеренно перекошенный участок туннеля, — мост был закончен на три месяца раньше запланированного срока.
Хотя движение между Данией и Швецией увеличилось на 61% в первый год после открытия моста, объемы движения были не такими высокими, как ожидалось, возможно, из-за высоких сборов. Однако с 2005 года транспортный поток быстро возрос. Это могло быть связано с тем, что датчане покупали дома в Швеции, чтобы воспользоваться более низкими ценами на жилье в Мальмё, и ездили на работу в Данию.

Особенности моста

Мост длиной 7 845 метров покрывает половину расстояния между Швецией и датским островом Амагер, при этом граница между двумя странами составляет 5,3 км. Конструкция имеет массу 82 000 тонн и поддерживает два железнодорожных пути под четырьмя дорожными полосами в горизонтальной балке, проходящей по всей длине моста. На обоих подходах к трем секциям вантового моста балка опирается через каждые 140 метров бетонными опорами. Две пары отдельно стоящих опор для кабелей имеют высоту 204 метра, что дает свободного пространства в 57 метров высотой под основным пролетом, но капитаны большинства судов предпочитают беспрепятственно проходить через Дрогденский пролив над Дрогденским туннелем. Длина основного пролета кабеля составляет 491 метр. Балка и кабельная конструкция были выбраны для обеспечения особой жесткости, необходимой для перевозки тяжелых железнодорожных перевозок, а также для противостояния большим скоплениям льда. Мост иногда на короткое время закрывают в очень суровую погоду, как например, было во время шторма Святого Иуды в октябре 2013 года.
Из-за высоких продольных и поперечных нагрузок, действующих на сооружение и способных перемещаться между верхним строением и основанием, опоры моста весом до 20 тонн способны выдерживать вертикальные нагрузки до 96 000 кН в продольном направлении и до 40 000 кН в поперечном направлении. Проектирование, изготовление и монтаж опор моста были выполнены швейцарской строительной фирмой Mageba.
Проблемы вибрации, вызванные движением нескольких кабелей в мосту при определенных ветровых и температурных условиях, были решены с помощью амортизаторов пружин сжатия, установленных попарно в центре кабелей. Два амортизатора были оснащены лазерными датчиками для их постоянного мониторинга. Испытания, разработка и установка этих пружинных амортизаторов проводились специалистами компании European Springs.

Пеберхольм

Эресуннский мост соединяется с Дрогденским туннелем на искусственном острове Пеберхольм («Остров Перец»). Такое название выбрали датчане, чтобы дополнить естественный остров Сальтхольм («Остров Соль»), находящийся чуть севернее. Пеберхольм — это остров длиной около 4 км., средней шириной 500 метров и высотой 20 метров, построенный из шведской горной породы и грунта, извлеченного во время строительства моста и туннеля. На острове также располагается природный заповедник.

Дрогденский туннель

Соединение между Пеберхольмом и искусственным полуостровом в Каструпе на острове Амагер, ближайшей населенной части Дании, осуществляется через Дрогденский туннель длиной 4050 метров (Drogdentunnelen). Он включает в себя погруженный туннель длиной 3510 метров и входные туннели длиной 270 метров на каждом конце. Трубный туннель сделан из 20 сборных железобетонных сегментов (самых больших в мире — весом по 55 000 тонн), соединенных в траншею, вырытую на морском дне. Две трубы в туннеле несут железнодорожные пути, две несущие дороги и небольшую пятую трубу, предусмотренную для чрезвычайных ситуаций. Трубы расположены рядом.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожное сообщение эксплуатируется совместно Шведской транспортной администрацией и Датскими железными дорогами. Обслуживание пассажирских поездов осуществляется управлением Skånetrafiken и датским транспортным агентством под брендом Øresundståg, где Transdev и DSB являются действующими операторами. Была разработана серия новых поездов с двойным стандартом напряжения, связывающих район Копенгагена с шведским городом Мальмё и южной Швецией, вплоть до Гётеборга и Кальмара. SJ управляет поездами X2000 по мосту, который соединяет Гётеборг и Стокгольм. Аэропорт Копенгагена в Каструпе имеет собственную железнодорожную станцию недалеко от западного плацдарма. Поезда ходят в обоих направлениях каждые 20 минут и один раз в час ночью. Дополнительная пара поездов Эресунна (Øresundstrains) работает в час пик. Грузовые поезда также используют переправу.
Железнодорожная дорога представляет из себя двухпутную стандартную колею шириной 1435 мм, на которой поезда способны развивать скорость до 200 км/час, но скорость медленнее в Дании, особенно в туннельной секции. Были проблемы, связанные с разницей в электрификации и сигнализации между датскими и шведскими железнодорожными сетями. Выбранное решение состоит в том, чтобы переключить электрическую систему со шведского 15 кВ, 16,7 Гц на датское 25 кВ, 50 Гц переменного тока до восточного плацдарма в Лернакене в Швеции. Линия сигнализируется в соответствии со стандартной шведской системой по всей длине моста. В Пеберхольме линия переключается на датскую сигнализацию, которая продолжается в туннеле. Поезда ходят слева в Швеции, а в Дании справа.

Пограничные проверки

И Швеция, и Дания подписали Шенгенское соглашение, которое отменяет пограничный и паспортный контроль между двумя странами-участницами. Однако в январе 2016 года, во время европейского миграционного кризиса, Швеции было предоставлено временное освобождение в соответствии с условиями Шенгенского соглашения, с тем чтобы все путешественники через мост имели удостоверение личности. Таким образом, путешествующие лица из Дании в Швецию (но не в обратном порядке) должны предъявить действительный паспорт или национальное удостоверение личности (граждане стран ЕС / ЕЭЗ), или паспорт и въездную визу (если требуется) для граждан других стран, не входящих в ЕС / ЕЭЗ. Этот шаг ознаменовал собой перерыв в 60-летней поездке без паспортов между странами Северной Европы.
Что касается железнодорожного сообщения, то эти проверки первоначально проводились в соответствии с юридическим требованием железнодорожных компаний проверять личности пассажиров, прибывающих в Швецию, с штрафом в размере 50 000 шведских крон в качестве наказания за обслуживание лиц, не имеющих таких документов, удостоверяющих личность. Это привело к проведению проверок частными охранниками на железнодорожной станции в аэропорту Каструп в Дании — непопулярный шаг среди пассажиров из-за задержек.
В 2017 году Швеция отменила это требование и заменила его на более обширные прямые проверки шведской полицией при въезде в страну. Теперь это происходит на борту поезда на станции Хюллие на поездах, прибывающих из Дании.

Затраты и выгоды

Стоимость всего Эресуннского соединения, включающего автомобильные и железнодорожные соединения на суше, составила 30,1 млрд. датских крон (≈ 4,0 млрд. евро) в соответствии с индексом цен 2000 года, при этом стоимость моста, как ожидается, будет возмещена к 2037 году. В 2006 году Швеция начала работы по строительству сититуннеля Мальмё, соединяющегося с Эресуннским мостом. Стоимость строительства туннеля, завершенного в декабре 2010 года, составила 9,45 млрд. шведских крон.
Соединение будет полностью профинансировано потребителями. Компания, владеющая мостом, наполовину принадлежит датскому государству и наполовину шведскому государству. Эта компания взяла кредиты, гарантированные правительствами, для финансирования соединения, и плата за ее пользование является единственным доходом. После увеличения трафика этих комиссий будет достаточно, чтобы выплатить проценты и начать погашать кредиты, что, как ожидается, займет около 30 лет.
Налогоплательщики не заплатили ни за мост, ни за туннель, но налоговые деньги были использованы для наземных соединений. С датской стороны наземное сообщение имеет национальные преимущества, связанные с соединением аэропорта с железнодорожной сетью. Сититуннель Мальмё имеет то преимущество, что соединяет южную часть центра города с железнодорожной сетью и позволяет отправлять множество поездов в Мальмё и обратно.
По данным Эресуннского комитета, благодаря поездкам на пригородных поездах и уменьшению расходов на проезд по мосту, экономическая выгода составила 57 млрд. датских крон в год или 78 млрд. шведских крон (≈ 8,41 млрд. евро) по обе стороны пролива. Прибыль оценивается в 6,5 млрд шведских крон в год, но ее можно увеличить до 7,7 млрд. шведских крон в год, устранив три самых больших препятствия на пути интеграции и мобильности, причем два самых больших из них — это то, что гражданам стран, не входящих в ЕС, не разрешается работать в Дании, и что многие профессиональные качества и заслуги не признаются взаимно.

Ссылки в культуре

Эресуннский мост дал свое название скандинавскому телесериалу «Мост», поскольку действие сериала происходит в регионе вокруг моста.
Когда в 2013 году в Мальмё проходил Конкурс Песни Евровидение, Эресуннский мост использовался как символ связи Швеции с остальной Европой.
Мост послужил вдохновением для песни 2014 года «Walk Me to the Bridge», подготовленной британской рок-группой Manic Street Preachers из их альбома «Futurology».

По материалам информационных сайтов https://en.wikipedia.org/wiki/Øresund_Bridge «Эресуннский мост», http://imagebank.sweden.se «Официальные изображения Банка Швеции».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
42 ⁄ 21 =