Мальмё (Malmö) является третьим по величине городом Швеции и шестым по размерам в странах Северной Европы. Городская агломерация Мальмё в основном расположена в коммуне Мальмё (лен Сконе), но также включает в себя Арлёв (Arlöv) (главный город в коммуне Бурлёв (Burlövs kommun)) и небольшую часть коммуны Ломма (Lomma kommun). Город Мальмё занимает центральное место в коммуне Мальмё.
Население города на 01.01.2020 составляет 317 245 жителей, население коммуны Мальмё — 344 166 жителей, в Большом Мальмё проживает 730 529 человек. Мальмё является частью региональной агломерации Большое Мальмё и вместе с Копенгагеном образует Эресуннский регион, в котором проживает почти 4 миллиона человек.
Этимология Мальмё
Название Malmö (первоначальное название Malmöghae в 1170 году) представляет собой сочетание слов «malm» в значении «песок» или «гравий» и «högar» («насыпи»). Первоначально город располагался в нынешнем районе Триангельн и был отрезан от залива озером и холмистой песчаной местностью. Слово «malm» также присутствует в качестве продолжения других слов, например, в названиях районов, таких как Норрмальм (Norrmalm).
История Мальмё
Мальмё был в XII веке церковной деревушкой, расположенной на месте нынешнего района Триангельн. В середине XIII века на побережье был основан город, который перенял название деревни. Город мог быть построен датским архиепископом в качестве центра связи между Копенгагеном и Лундом. Богатый улов рыбы в проливе Эресунн способствовал очень сильному расширению города в XIV веке. Мальмё все больше и больше перенимал у Лунда роль самого важного города в Сконе. В XVI веке в городе начался второй крупный экономический расцвет.
Туннельный комплекс (Tunnelkomplexet) на улице Адельгатан (Adelgatan) и Церковь Святого Петра XIV века являются старейшими сохранившимися зданиями в Мальме. После этого в центре появляются дома XV и XVI веков. В этот период был построен замок Мальмёхюс.
Во время так называемой Графской войны в 1534-1536 гг. Мальмё сыграл решающую роль в конфликте, пытаясь восстановить низложенного датского короля Кристиана II. Эту войну Мальмё проиграл. Новому королю Кристиану III пришлось воздвигнуть насыпь, установить четыре мощные орудийные башни и выкопать ров вокруг замка Мальмёхюс. Также там располагался сильный гарнизон.
В 1658 году в результате Роскилльского мира Мальмё перешел Швеции и стал захолустным городком. Только в конце XVIII века, когда шведский предприниматель Франс Суэлл решил построить настоящий порт в Мальмё, город начал восстанавливаться, а затем расти до середины XIX века.
Южная железнодорожная магистраль получила свою конечную станцию в Мальмё из-за близости Скандинавского полуострова к Копенгагену. Это произошло примерно в то время, когда были смягчены условия въезда в Данию. В 1860-х годах Мальмё обогнал Норрчёпинг, между которыми существовало давнее соперничество, и стал третьим по величине городом Швеции.
С середины XIX века город также начал расширяться за пределы каналов, которые, однако, были сохранены для отдыха и создания красивой особенности городского пейзажа. Начали строиться кварталы, такие как Лугнет (Lugnet) и Рёршёстаден (Rörsjöstaden), предназначенные соответственно для рабочих и горожан.
На рубеже XIX и XX веков появились крупные муниципальные предприятия, такие как электростанция и новая газовая станция. Были электрифицированы трамваи, установлены очистные сооружения и построена муниципальная скотобойня. Большим событием стало проведение Балтийской выставки в 1914 году, которая проходила на месте нынешнего парка Пилдаммспаркен (Pildammsparken). Перед выставкой начали инвестировать и в другие части города. Была расширена трамвайная сеть, построены новые мосты, гостиницы и другие здания, отремонтированы фасады домов и реконструированы уличные дороги. В следующем году город Лимхамн (Limhamn) был присоединен к Мальмё.
Летом 1918 года испанский грипп, пришедший из Германии, распространился по городу и вплоть до 1921 года в три волны унес 725 жизней.
Город продолжал расти и в межвоенный период, несмотря на депрессию и промышленные кризисы. Социал-демократы пришли к власти в городском совете в 1919 году и занимали руководящие посты до 1985 года.
После Второй мировой войны наступил очередной экономический бум, продолжавшийся до 1970-х годов. В 1950-х годах были построены стадион Мальмё и новые жилые районы, такие как Мелланхеден (Mellanheden) и Аугустенборг (Augustenborg). Чуть позже в состав города вошли жилые районы Сегевонг (Segevång) и Лоренсборг (Lorensborg). В 1960-х годах началось строительство нескольких крупных жилых районов, таких как Видедаль (Videdal), Сёдеркулла (Söderkulla) и Нюдала–Хермодсдаль-Гулльвиксборг (Nydala–Hermodsdal–Gullviksborg). Позже были добавлены районы Русенгорд (Rosengård), Кроксбекк (Kroksbäck), Линденген (Lindängen), Хольма (Holma) и Линдеборг (Lindeborg), в рамках программы «Миллион». Некоторые из этих крупных районов подвергались критике еще до их завершения. В то же время в центральной части города была проведена масштабная перепланировка старых зданий, когда были снесены такие районы, как Лугнет (Lugnet). В Старом городе был построен торговый центр Кароли (Caroli City). В 1960-х годах был также построен Кронпринсен (Kronprinsen), который можно считать предшественником здания Тёрнинг Торсо (Turning Torso). Он быстро стал одним из самых популярных районов Мальмё, хотя критики отвергли проект уже на стадии планирования. Снос домов продолжался в различных частях города до начала 1990-х годов и начался с необитаемых участков земли.
Большинство участков земли было очищено от мусора, после чего в 1960-х и 70-х годах началось строительство современных многоэтажных домов. С XIX века в городе было возведено множество промышленных зданий и башен.
В 1970-х Мальмё пережил несколько кризисов. Ежегодно город покидали тысячи людей. Обычно это были семьи с детьми среднего достатка, которые переезжали в недавно построенные жилые районы в городах Веллинге (Vellinge), Стаффансторп (Staffanstorp) и другие небольшие коммуны за пределами Мальмё, потому что сама коммуна Мальмё не подготавливала достаточное количество участков, готовых для строительства частных малоэтажных домов. Для нее было приоритетным направлением строительство многоквартирных домов в целях экономии ценной земли. В то же время верфь Kockum, которая в 1970-х годах была крупнейшим работодателем города, начала сокращать количество сотрудников. Это продолжалось до 1986 года, когда производство гражданских судов полностью прекратилось. Другие отрасли промышленности, такие как текстильная, цементная и известковая, находившиеся в Лимхамне (Limhamn), также начали длительный процесс вывода из эксплуатации своих предприятий. Этот кризис с небольшими перерывами в период «экономики казино» конца 1980-х годов длился с 1975 по 1995 год. Тогда, помимо прочего, в Триангельне (Triangeln) был построен отель Sheraton высотой в 20 этажей со стеклянным лифтом (позже его стали называть Hilton, теперь это Scandic). Завод Saab в Мальмё был построен в том же районе, где когда-то располагался Kockum. Как только завод заработал, после выпуска в тестовом режиме 200 автомобилей его закрыли, и Швеция переживала рецессию в 1991 году. На смену заводу Saab пришел выставочный и конференц-центр Malmömässan.
В 1990-1994 годах кризис в Мальмё обострился. Большая часть обрабатывающей промышленности в Лимхамне закрылась. Однако население города ежегодно начало увеличиваться на тысячи новых жителей за счет иммиграции из других стран, главным образом Югославии, находившейся в то время в состоянии гражданской войны.
В 1995 году началось строительство Эресуннского моста, что обеспечило рабочие места в строительной отрасли, которая серьезно пострадала от строительного кризиса в начале 1990-х годов. В том же году было решено, что Мальмё получит один из независимых колледжей Лунда с собственными учебными классами. Университетский колледж Мальмё впоследствии стал университетом.
В то же время было также решено провести ярмарку жилья Bo2000, которая позже стала называться Bo01, после чего грузоподъемный кран верфи Kockum был отбуксирован из порта Мальмё в Южную Корею. В период 1994-2003 годов город стал беднее с точки зрения снижения налоговых поступлений.
В 2000 году был торжественно открыт Эресуннский мост. В 2001 году состоялась ярмарка жилья Bo01, которая заложило строительство нового микрорайона Вестра Хамнен (Västra hamnen, в переводе со шв. яз. «Западная гавань»). Демонтаж крана Kockum стал символом исчезновения старого «Рабочего Мальмё». В 2005 году началось строительство городского тоннеля, открытого для движения 12 декабря 2010 года.
Мальмё стал первым шведским городом Fairtrade City (Город справедливой торговли) в 2006 году. В 2011 году в Мальмё прошла пятая в мире международная конференция городов справедливой торговли.
Миграционный кризис середины 2010-х годов оказал чрезвычайное давление на Мальмё, когда тысячи вновь прибывших беженцев начали ежедневно просить убежище. Доля людей, родившихся за рубежом, значительно увеличивалась, также увеличилась и миграция из других областей Швеции и Эресуннского региона, не в последнюю очередь благодаря студентам многочисленных учебных заведениях. Большое количество жителей и гостей города предполагало большую потребность в строительстве новых школ и детских садов. Нехватка жилья в сочетании с требованиями окружного административного совета по уплотнению городов в целях охраны плодородной сельскохозяйственной земли, окружавшей город, создавала дополнительные трудности. В результате городское финансирование также находилось под растущим давлением. В 2016 году газета Sydsvenskan писала, что средний уровень доходов населения упал до уровня некоторых сельских коммун. Уровень занятости упал до 65% из-за того, что иммигрантам требовалось больше времени, чтобы найти себе место на рынке труда, поскольку им не хватало квалификации, чтобы занять свободные рабочие места (включая вакансии в ИТ-секторе), открываемые в городе после закрытия производственных отраслей.
Климат в Мальмё
Мальмё, как и весь лен Сконе, имеет мягкий умеренный климат. Зима обычно облачная с коротким дневным светом, в то время как в период лета правит ясная погода, и наступают длинные солнечные дни. Годовое количество осадков составляет около 603 мм, при этом в году 169 дождливых дней. В центре Мальмё среднегодовая температура +8,4 °C.
Парки Мальмё
Мальмё уже давно называют «городом парков» из-за его больших старых парковых объектов в центре города, но, по статистике, Мальмё теперь имеет вторую по величине зеленую зону в Швеции.
Некоторые из парков Мальмё:
Беиерс Парк (Beijers park) — основан в 1885 году;
Бультофтапаркен (Bulltoftaparken) — открыт в 1980-х годах;
Фолькетс Парк (Folkets park) — зеленый оазис и семейный парк развлечений;
Кроксбекспаркен (Kroksbäcksparken) — открыт в 1970-х годах;
Кунгспаркен (Kungsparken) — парк короля Оскара, открытый в 1872 году;
Кеглингепаркен (Käglingeparken) — природная зона на окраине Мальмё;
Пильдаммспаркен (Pildammsparken) — основан после Балтийской выставки 1914 года;
Рённехольмспаркен (Rönneholmsparken) — находится в окрестности Реннехольмсгордена, создавался в XIX веке;
Рёршёпаркен (Rörsjöparken) — находится в окрестности Рёршёстадена, создавался в 1890-х годах;
Сканиапаркен (Scaniaparken) — создавался в 1990-х годах;
Большой парк для купания Сиббарп (Sibbarp) — создавался в 1950-х годах;
Слоттспаркен (Slottsparken) — находится рядом с замком Мальмёхюс, открыт в 1900 году;
Стапельбеддспаркен (Stapelbäddsparken) — открыт осенью 2005 года;
Эресундспаркен (Öresundsparken) — создавался в 1920-х годах.
Каналы Мальмё
Вокруг старой части Мальмё расположены каналы Мальмё, сооруженные из старых рвов, в то время как первые восточные и южные каналы были построены после того, как укрепления города были разрушены в начале XIX века, и Мальмё таким образом был расширен.
Тематические места Мальмё
Мальмё инвестировал большок количество денег в детские площадки со специальной тематикой. В районе Вестра Хамнен это парк с темой экологии, в Аугустенборге с темой музыки, в Слоттспаркене это сказки, в Линдеборге представлены космические путешествия, а в Пильдаммспаркене — театры. Город Мальме стал первым в стране, создавшим тематические парки. Всего их около 20. Они вызвали большой интерес как на национальном, так и на международном уровнях среди градостроителей и педагогов.
Бизнес в Мальмё
Тяжелая промышленность ранее была значимой отраслью для Мальме. Среди прочего, судостроение и Kockum были центральной частью бизнеса Мальмё. Сейчас ситуация несколько иная.
Мальмё находится на середине пути трансформации от индустриального города к городу знаний. Бизнес характеризуется уже не крупными компаниями, а многими малыми и средними предприятиями. Наиболее быстро растущим сектором экономики являются частные сервисные компании. Сильными отраслями в Мальмё являются логистика, розничная и оптовая торговля, а также строительство и рынок недвижимости. Наукоемкий бизнес в Мальмё включает в себя несколько авторитетных компаний в области биомедицинских технологий, экологических технологий, ИТ и цифровых медиа. В городе стремительно развивается индустрия компьютерных игр. Новый бизнес, как правило, находится на более высоком уровне, чем в лене Сконе и в самом королевстве.
Мальмё имел один из самых сильных показателей роста занятости в Швеции в период 1998-2016 гг., но многие рабочие места занимают специалисты, живущие в соседних коммунах Мальмё. Однако уровень безработицы в городе по-прежнему выше, чем в среднем по стране.
Достопримечательности Мальмё
С достопримечательностями Мальмё можно ознакомиться на следующих статьях:
Достопримечательности Мальмё (ч. 1)
Достопримечательности Мальмё (ч. 2)
По материалам информационных сайтов https://sv.wikipedia.org/wiki/Malmö «Мальмё», http://imagebank.sweden.se «Официальные изображения Банка Швеции».